Перейти к основному содержанию
Познакомься с самым активным сторонником ЗОВ в LiveJournal Включайся в группу ЗОВ В Контакте Включайся в группу ЗОВ в Одноклассниках Подпишись на видеоканал важных новостей ЗОВ на Youtube

Не грузится страница – замени .info на .su

Сурков здорового человека о гуманизме здоровых людей

…Гуманизм. Рождённое в замечательную эпоху, это слово было запакощено и заслюнявлено тщедушными вырожденцами, ничтожными потомками великих отцов. Они подменяли могучее это звучание – человечность – христианским сюсюканием – человеколюбием.

Мы должны были и мы имели историческое право презирать и ненавидеть людей, произносивших это слово. А вот сейчас принимаем это слово в свой обиход.

Некоторым товарищам гуманизм представляется в образе русоволосой девушки в белом платье, шагающей по солнечной, напоенной ароматом весеннего цветения земле, девушке в венке из сверкающих метафор, девушки в восторженными глазами, устремлёнными в Будущее с большой буквы.

Я хочу принять этот красивый образ, но не могу. Что-то восстает у меня внутри против него. Что-то заставляет рисовать себе образ нашего гуманизма другим, может быть, более грубым, но в своей грубости более прекрасным.

Я знал одного человека. Мы познакомились с ним в санатории. Познакомились и сдружились, потому что были людьми одной жизни. Этот человек однажды рассказал мне свою историю.

Он рос в гиблой болотистой местности. От детства у него осталось одно светлое воспоминание, когда, замордованного малярией больного десятилетнего мальчишку, его отправили в уездную больницу.

Там он запомнил на всю жизнь человека в белом халате, сладковатый запах йодоформа и горьковатый запах хины. От этой хины ему делалось легче, и он засыпал, обессиленный лихорадкой, и видел себя во сне в белом халате, шагающем  по палатам больницы. По обеим сторонам палаты стоят чистые койки, а на них бьются в приступах малярии мальчики, как две капли воды похожие на него: грязные, несчастные, с колтуном в волосах. Он подходит к каждому и высыпает в рот горькие порошки хины. Мальчики морщатся, потом засыпают и, засыпая, улыбаются. Так родилась у этого человека главная страсть всей его жизни – неистребимое желание сделаться врачом. Эту страсть он пронёс сквозь годы пастушества и батрачества. Во имя этой страсти он бегал за водкой для волостного фельдшера, чтобы затем слушать пьяную болтовню опустившегося эскулапа о прекрасном ремесле исцеления человеческих недугов. Он хотел попасть в фельдшерскую школу, а попал в учебную команду запасного батальона с каким-то трёхзначным номером. Он хотел стать целителем, а стал убийцей на полях сражения империалистической войны.

Октябрь застал его, четырежды Георгиевского кавалера, дезертира и полубольшевика, председателем волостного Совета. Он отчуждал помещичьи земли, делил барское имущество, не расставаясь со своей мыслью. Он хотел быть врачом-терапевтом, а революция сделала его хирургом. Он стал председателем уездной ЧК. 13 лет провел он на работе в карательных органах республики, и когда некоторые приятели из «морально чистых» интеллигентов спрашивали его: «Неужели, когда ты посылал людей на расстрел, не просыпалось в тебе чувство гуманизма и ты ни разу не ставил себя на их место?» он отвечал глухо и скупо: «Я на их месте всю жизнь стоял. Когда мужик на поле выдирает лебеду, он не спрашивает её – приятно ей это или нет. Он хочет, чтобы у него ребята с голоду не сдохли!»

Человек этот потом работал в трудколонии. В трудной работе по переделке социально искалеченных людей, в работе, требующей сочетания железного характера с исключительной материнской чуткостью, он окончательно нашёл себя. И только когда вспоминал увлечение юности, в голосе его появлялся оттенок грусти. Так вспоминают о первой неразделённой любви.

Образ этого человека заслоняет для меня метафорическую девушку, когда я думаю о гуманизме. Этот образ импонирует мне своей цельной мужественностью, ибо гуманизм класса, в свирепой борьбе добывающий людям право на подлинное человеческое существование, есть гуманизм мужественный.

1934

Алексей Сурков

Источник:

 
Аватар пользователя Пономарёв И.

О теме столь же старой, сколь, в нехудшем случае, ненужной

Бертольт Брехт

ПИСЬМО ДРАМАТУРГУ ОДЕТСУ

Товарищ,
В своей пьесе «Потерянный рай» ты показываешь,
Что семьи эксплуататоров
Разлагаются.
Ну и что с того?

Возможно, что семьи эксплуататоров
В самом деле разлагаются.
А если бы они не разлагались?
Разлагаясь, они перестают, что ли, эксплуатировать или
Нам приятнее быть эксплуатируемыми
Неразложившимися эксплуататорами?
Может быть, голодному
Следует и дальше голодать, если тот, кто
Вырывает у него кусок хлеба, - здоровый человек?

Или ты хочешь сказать, что наши угнетатели
Уже ослабели? И нам остается лишь
Спокойно ждать сложа руки? Послушай, товарищ,
Такие картинки нам уже малевал наш маляр,
А проснувшись наутро, мы испытали на себе
Силу наших разложившихся эксплуататоров.

Или, может быть, тебе их жалко? Уж не следует ли нам,
Глядя на клопов, выкуриваемых из щелей,
Проливать слезы? Неужели же ты, товарищ,
Испытывающий сострадание к голодным, можешь также
Чувствовать сострадание и к обожравшимся?