Перейти к основному содержанию
Познакомься с самым активным сторонником ЗОВ в LiveJournal Включайся в группу ЗОВ В Контакте Включайся в группу ЗОВ в Одноклассниках Подпишись на видеоканал важных новостей ЗОВ на Youtube

Не грузится страница – замени .info на .su

Два историка. Типичный и уникальный

Когда я пишу, что как бы не лютовал режим, а прозападные либералы в России все равно победят, это исходит исключительно из всего того, что я знаю про историю русско-советского либерализма, который имеет очень длинные корни.

Вот например пишет прославленный историк Степан Борисович Веселовский в своем дневнике во время Великой Отечественой 20 января 1944 года:

К чему мы пришли после сумасшествия и мерзостей семнадцатого года? Немецкий и коричневый фашизм - против красного. Омерзительная форма фашизма - в союзе с гордым и честным англосаксом против немецкого национал-фашизма.

Тут особенно умиляет про гордых и честных англосаксов.

Кстати, не расстреляли историка, а совсем наоборот, в 1946 году стал академиком АН СССР. Это в те времена было очень престижно.

Короче, кукиш в кармане и восхищение гордыми и честными англосаксами - это родовая черта русской интеллигенции. И, боюсь, навсегда.

Александр Коммари
 

АКАДЕМИК ПОКРОВСКИЙ. ОДИОЗНЫЙ ОТЕЦ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

Покровский? Это тот, у которого история начиналась с декабристов? А Разины - Пугачёвы объявлялись «прогрессивно-буржуазными»?!

Дальше - смех. И сомнения: да был ли этот академик вообще... грамотным?! Но смех замирает при мысли, что именно этот академик, заместитель Луначарского стал, по сути, основателем советской системы образования. Той самой, которая будет признана лучшей в мире.

ПРИСМОТРИМСЯ...

Дворянин по происхождению (сын статского советника, начальника таможни!), Михаил Николаевич Покровский, однако, унаследовал от родителей убеждения самые демократические. Воспитанный на Некрасове и Передвижниках, он ещё в гимназические годы привык мыслить категориями «народа», его пользы, свободы и счастья.

Для того, кто родился в семье, благополучной и состоятельной, в Москве в 1868 году, дальнейший жизненный путь, казалось, был предопределён: гимназия - Университет - научная карьера. Жрец науки, кабинетный учёный.

Гимназия была окончена с Золотой медалью, учитель - крупнейший русский историк Ключевский, оставил одарённого юношу при Университете «для подготовки к профессорскому званию». Но...

По самому складу своего характера Михаил Николаевич не был жрецом чистой науки - свою задачу он видел в том, чтобы нести знания в народ.
Удивительно, как он успевал сотрудничать в нескольких научных журналах, преподавать в гимназии и на Бестужевских курсах, участвовать в общественных просветительских организациях - и всё это одновременно!

Читая лекции, Покровский использовал нелегальные издания. Это и обратило на него внимание сначала полиции, а затем и либералов из «Союза освобождения».

Но в ходе революции 1905 года Покровский навсегда решил для себя, что единственная революционная партия в России - это большевики. Сотрудничая в «Правде» и «Искре» он, однако, ещё не верил в реальность взятого курса на вооружённое восстание.

Жизнь опередила все прогнозы - восстание началось, и Покровский устраивает в своей квартире перевязочный пункт для рабочих, раненых на баррикадах.

После того, как Покровский был избран членом ЦК РСДРП, ему пришлось перейти на нелегальное положение. И до самой Февральской революции он числился в списках разыскиваемых политических преступников.

Период эмиграции - с 1907 по 1917 год, оказался очень плодотворным для Покровского, как для историка. Он пишет статьи для энциклопедического словаря Гранат, создаёт свою капитальную »Русскую историю с древнейших времён», а также «Очерки истории русской культуры». В России его работы сразу же попали под цензурный запрет.

Почему?

Первым из русских историков Покровский попытался объяснить, что история - не цепь случайностей, не результат деятельности «абсолютного духа» или необыкновенных, великих людей.

Объективными историки станут не прежде, чем выработают «технику исторического исследования», не менее точную, чем инженерная. Ключ к историческим исследованиям - экономический материализм, что все события истории можно объяснить, исходя из уровня технического развития общества.

Позже Покровский сам убедился, что метод срабатывает далеко не всегда, но тогда попытка объяснить ход истории чем-то кроме божьего промысла была абсолютно новаторской.

С августа 1917 года Покровский становится одним из самых деятельных участников Октябрьской революции, участвует в заключении Брестского мира, и... едва не срывает переговоры - столь грабительскими казались ему условия, выдвинутые Германией. Справедливо казались!

Но после этого Ленин даёт Покровскому лишь те посты и поручения, где он может работать по призванию, как учёный. Ему поручена разработка реформы высшего образования.

«Правительственная установка» была самой общей - преподавание общественных дисциплин, и прежде всего истории, отныне должно было вестись на основах марксизма. Исторического и диалектического материализма. А конкретные формы преподавания, методики и содержание курсов - в этом академик Покровский был свободен.

Это он настоял на бесплатности образования всех уровней.

Это его инициативой стала организация РАБФАКА - факультетов рабочей молодёжи при институтах. Ведь дореволюционная школа (гимназия - реальное училище - начальная - народная - церковно-приходская - национальная (хедер, например) давала образование разного уровня, качественно разное! И для того, чтобы подготовить молодых рабочих и крестьян в институты, пришлось разработать программу ускоренного, двухлетнего «выравнивания». Для тех, кому при прежней власти путь к высшему образованию был закрыт.

Попасть на эти курсы мог далеко не каждый - направляли лучших.
Рабфак стал одним из символов великой эпохи.

В 1922 году Покровский издаёт первый послереволюционный учебник истории.

Общий принцип его курса - прежде всего донести до учащихся те факты, те события и имена, которые продолжают оказывать влияние на сегодняшнюю жизнь, объясняют происходящее с нами, обнаруживают истоки современности.

Ведь зная законы развития общества, можно делать прогнозы на годы, и даже на столетия.

Тот, кто знает прошлое, господствует над будущим.

Впервые в учебнике для народа Россией управляют не Божьи Помазанники - Великие Государи, и впервые «народ» перестал быть всего лишь фоном для этого действа.

Русский крестьянин (в крестьянской стране он и есть «типичный русский») - это не свято-юродивое существо! История крестьянских восстаний, революционного движения, борьбы за жизнь, достойную Человека - обо всём этом в учебнике Покровского было рассказано народу ВПЕРВЫЕ!

А для нас теперь это - обычное содержание школьного учебника.

Оценки людей и событий меняются с изменениями генеральной линии, но чтобы всё это... замалчивалось? Чтобы авторы делали вид, что в нашей истории не было, например, «Народной воли»? Немыслимо!

Но всё «обычное» кто-то сделал впервые.

Заместитель наркома Просвещения Луначарского, Покровский настоял на открытых конкурсах для замещения всех должностей в Университетах, и на коллегиальном управлении учебными заведениями.

И на том, что ныне забыто: на ОБЯЗАННОСТИ как преподавателей, так и учащихся вести общественную работу. Бесплатные курсы, лекции, экскурсии - для тех, кто пока не понял необходимости учиться. Пока...

Неутомимость, одержимость этого человека поражала воображение.

Национализация и систематизация фондов музеев, архивов и библиотек, декреты об охране памятников искусства и старины, новая орфография... Можно ли было быть «против»? И кому?

Но целый разряд работников просвещения считал себя кровно обиженным Покровским - старая профессура. Отстранение коллег от преподавания (при том что писать и печататься им не запрещалось), привилегии при поступлении абитуриентам с «правильным» происхождением - это не могло не создать академику врагов.

Обвинения в «вульгаризации» науки, в «примитивизме» следовали одно за другим.

И ведь нельзя сказать, чтоб они были безосновательны!

История - это политика, обращённая в прошлое.

Эта крылатая фраза Покровского цитируется всеми историками, и правыми, и левыми, когда надо объяснить необходимость очередной «смены полюсов».

Но ведь и в самом деле те, кому довелось учиться по учебникам Покровского вспоминают, что восстание Пугачёва в нём объявлялось «прогрессивно-буржуазным», а всё, что было ДО начала революционного движения - это ПРЕДЫСТОРИЯ.

И коллеги, и следующее поколение историков критиковали эти «перегибы» вполне справедливо. Но при этом не оспаривали роли Покровского в становлении советской школы.

Умер Покровский в 1932 году, похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Потомки вольны считать себя умнее, прогрессивнее и дальновиднее.
Но ведь дальше видят те, кто стоит на плечах гигантов.

***

Забавный штрих к портрету нашего времени:

В порядке декоммунизации на Украине город Красноармейск переименован в Покровск. Основательно, видно, забыли красного академика!

Наталья Баева

Источники: TelegramВКонтакте