

«Диктатура» (1969 – 2011) Муаммара Каддафи «мучила» ливийцев множеством способов:
- Бензин стоит дешевле воды. 1 литр бензина – 0,14 $
- Новобрачным дарится 64 000 $ на покупку квартиры.
- Образование и медицина полностью бесплатные.
- На каждого члена семьи государство выплачивает в год 1 000 $ дотаций.
- Пособие по безработице – 730 $.
- Закрыл военные базы НАТО.
- Зарплата медсестры – 1 000 $.
- За каждого новорожденного выплачивается 7 000 $.
- На открытие личного бизнеса единовременная материальная помощь – 20 000 $.
- Крупные налоги и поборы запрещены.
- ВВП на душу населения – 14 192 $
- Образование и стажировка за рубежом – за счёт государства.
- Сеть магазинов для многодетных семей с символическими ценами на основные продукты питания.
- За продажу продуктов с просроченным сроком годности – большие штрафы и задержание подразделениями спецполиции.
- Часть аптек – с бесплатным отпуском лекарств.
- За подделку лекарств – смертная казнь.
- Квартирная плата – отсутствует.
- Плата за электроэнергию для населения отсутствует.
- Продажа и употребление спиртного запрещены – «сухой закон».
- Кредиты на покупку автомобиля и квартиры – беспроцентные.
- Риэлторские услуги запрещены.
- Покупку автомобиля до 50% оплачивает государство, бойцам народного ополчения – 65%.
- Придя к власти, он изгнал из страны международные корпорации.
За сорок лет его правления население Ливии выросло в три раза. Детская смертность уменьшилась в 9 раз. Продолжительность жизни в стране увеличилась с 51,5 до 74,5 лет.
А судьба Каддафи – самый, быть может, трагический из примеров на тему: не ждите от народов благодарности, логика и здравый смысл в этой теме срабатывают плохо! Либо не срабатывают вообще. Либо срабатывают, но сильно позже: в популярнейшем варианте «что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Казалось бы, можно и не испытывать к личности Каддафи особой симпатии, но ненавидеть-то зачем/за что? Тем более откуда взяться испепеляющей массовой ненависти?..
Однако взялась как только, так сразу. «Откуда? – Оттуда…» ©
Вот как высказывается на эту самую тему, прекрасно всё осознавая, сам Каддафи в 1998 году:
Как жесток бывает народ, когда восстает,– сокрушительный поток, не щадящий ничего на своем пути. Народ не слушает ничьих криков о помощи, не помогает тому, кто в беде. От всякого человека народ отмахнется небрежно, в сторону отбросит его.
Тирания одного человека – самый легкий вид тирании, ведь в конечном счете один человек – всего лишь человек.
Группа людей избавится от него, как только пожелает; человека может устранить и другой такой же человек, сам по себе незначительный и ничтожный. Но тирания масс – самая суровая тирания, ибо кто противостанет сокрушительному потоку, слепой неодолимой силе?
Я люблю свободу народных масс, их вольное движение, без всякого господина над ними. Разбив оковы, они поют и ликуют, празднуя освобождение от боли и горя. Но как же я их боюсь! Я люблю массы так же, как люблю отца, но и боюсь их точно так же, как его. В бедуинском обществе, не знающем верховной власти, кто помешает отцу наказать своего ребенка? О, дети любят его, но они же его и боятся. И точно так же я люблю народные массы и боюсь их, как люблю и боюсь моего отца.
Когда счастливы, массы бывают такими добрыми и носят тогда своих сыновей на руках. Так носили они Ганнибала, Барклая, Савонаролу, Дантона, Робеспьера, Муссолини и Никсона, но какими жестокими они становятся, когда разозлятся! Они отравили Ганнибала, сожгли Савонаролу, отправили Дантона на гильотину. Робеспьера погубила его любимая невеста, и народ таскал по улицам труп Муссолини и плевал в лицо Никсону, навсегда покидавшему Белый дом, а за несколько лет перед тем рукоплескал его приходу!
Как страшно! Кто воззовет к бесчувственной душе масс и наделит ее чувствами? Кто заговорит с коллективным разумом, не воплощенном ни в одном отдельном человеке? Кто возьмет за руку миллионы? Кто услышит миллионы слов из миллионов уст?
В этом бесконечном реве и грохоте кто будет услышан и понят? Кто кого обвинит?
Народные массы – это те, кто отравил Ганнибала, кто сжег Савонаролу, уничтожил Робеспьера, те, кто вас любил, но забывал занять для вас даже место в кино, даже столик в кафе, кто вас любил, но не проявлял этого никак, никогда, ни в чем…
Вот что массы сделали и по-прежнему делают с такими личностями.
Соблазн, буде такая возможность у них появится, ослам отпинать связанного и тем паче мёртвого льва всегда неодолим. Он же соблазн свиньям подрыть корни щедрого дуба, нажравшись с него желудей. Но ключевые слова тут «ослам» и «свиньям».
Наверняка эта, с незначительными вариациями повторявшаяся от Ганнибала до Каддафи, история ещё послужит сильным доводом о как минимум бесполезности, а как максимум – и о вредности идеи, что народ может и должен прямо и неотвратимо оценивать избранных управлять страной по итогам их работы.
Дескать, резолюция очевидна: как ни задабривай глупую, неблагодарную и трусливо-жестокосердную толпу – сядешь как миленький! Как минимум на срок, на который был избран. Ну, и зачем?..
Да, риск такой будет, это необходимо осознавать заранее. Но его можно будет и как минимум сильно уменьшить.
Если не надеяться только – или хотя бы в первую очередь – на «ништяки» как на гарантию народной резолюции «заслуживают награды». (О «ништяках», впрочем, тоже не забывая.)
Трудная задача – быть учителем и воспитателем людей из выглядящих как люди ослов и свиней, учителем и воспитателем Людей из людей просто, – станет обязательной задачей именно ответственной власти.
И – если задуматься – только ответственной власти.
P. S.:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать