Перейти к основному содержанию
Познакомься с самым активным сторонником ЗОВ в LiveJournal Включайся в группу ЗОВ В Контакте Включайся в группу ЗОВ в Одноклассниках Подпишись на видеоканал важных новостей ЗОВ на Youtube

Не грузится страница – замени .info на .su

Я не король, но я скажу умело…

Вашему вниманию представляем несколько лекций о том, как правильно направить внимание аудитории, с канала Валерия Николаевича Парфёнова. На канале размещена только часть самых важных лекций, что имеется у школы в интернете. Однако, в зависимости от интереса к какой-то теме можно ознакомиться с её продолжением и на том же канале Валерия Николаевича, и в аккаунтах самой школы на различных интернет-ресурсах, и на уроках школы, о которых можно узнать подробней из упомянутых роликов.

Умение пронести речь, в т.ч. экспромтом, а после неё не увязнуть в «дискунсии» – всегда было и будет актуально. А в самые ближайшие годы и, возможно, даже месяцы – сверхактуально.

Можно, конечно, совершенствовать это умение методом проб и ошибок. Но лучше послушать специалистов-профессионалов.

Есть такая видеошкола: «Король говорит!» Вот несколько её лекций.

Как подготовиться к выступлению? – разъясняет Валентин Кузнецов, актёр и телеведущий:

«Выступить потому, что надо выступить» – этого мало. Даже если по-настоящему надо твоей команде, твоему шефу, и лишь постольку тебе лично.

Шаг первый: всё понять про цель. Что люди должны сделать после вашего выступления.

Второе: узнать всё про аудиторию. Кто, сколько, каков социальный статус, возраст и т.д.

Третье – пространство и время. Где и когда встреча будет происходить (офис компании или сходка на площади, зима или лето, и т.д.), сколько у вас времени на выступление.

Четвёртое – это подготовка конкретного плана к выступлению. Важна центральная мысль, важны ваши эмоции, важны проблемные зоны, нужна выявляемая польза, призыв к действию и завершение.

И самая главная часть подготовки – репетиция вслух. «Поэтому» её чаще всего выбрасывают. Даже когда заучивают речь наизусть. В лучшем случае выступающий заплатит за это стрессом. В худшем незадачливый оратор заречётся выступать.

Учит Валентин Кузнецов и тому, как держать удар (выйти сухим из воды, не упасть в грязь лицом) в случае необходимости тут же, на месте, дать ответы на вопросы аудитории:

Первое умение – различать вопросы положительные (наподобие «А как вам в голову пришла ваша идея?») и отрицательные (вроде «Вы обещали нам то-то и то-то; почему вы этого не сделали?»)

Вопрос, впрочем, может оказаться не вопросом, а просто желанием высказаться на животрепещущую тему. Особенно если говорящий, что называется, настрадался. Либо он сам может запутаться в том, что хотел спросить.

Вы, однако, можете понять вопрос (если он был, да невольно сплыл) и ответить на него: эффект в этом случае может оказаться особенно сильным.

Избегайте слишком кратких ответов вроде «да» и «нет». Относитесь к неудобному вопросу как к подарку. Не путайте принципиальность с упёртой негибкостью в ответах.

В случае явного конфликта интересов, мнений умейте ответить «встык», что нередко позволяет сразу закрыть тему в свою пользу. Классический пример – из Маяковского: «Мои стихи не печка, не море и не чума!» в ответ на претензию, что они, мол, «не греют, не волнуют и не заражают».

А можно, как «обрабатывают» мяч в футболе, развернуть вопрос в свою пользу при помощи отсылки к прошлому совместному опыту (если такой был) и напоминания об общих интересах в общем деле.

За этим надо понять, чего по сути хочет спрашивающий, и дать короткий, снимающий напряжение ответ на его пространный, эмоционально-раздражённый вопрос. (Если не целую серию «вариаций на тему»). Так вы избежите пространных объяснений и новых вопросов…

Дальше Валентин рассказывает о ещё многих ухватках на разные случаи жизни.

От того, как остудить (или хотя бы не подогреть) подозрения не в меру бдительного ГИБДДшника на тему «пил или не пил» – до того, как общаться с директором и другими коллегами во время кофе-брейка на работе. (Правильный ответ: «Нежно, с любовью, внимательно, радостно, с теплом!»)

Не забывая, при всём при том, что даже сами Друзь и Вассерман не знают всего. Поэтому взаимоуважительный разговор со специалистом в сколь угодно далёких областях всегда возможен.

Ещё ноу-хау от Валентина Кузнецова – на тему, как сделать речь интересной:

Для начала – не путать серьёзность намерений с мучительной серьёзностью подачи. Тем более с занудностью. Легче всего заскучать, попросту устав. Особенно если этому поможет непроветренное помещение с дефицитом кислорода.

Стремитесь к интерактивности. Но и голос качайте, как мускулатуру. Хоть он вполне может быть негромким и нерезким: вопрос в том, как им пользоваться, а не в том, чтоб докричаться. Этому помогут контрасты громкости и динамики внутри движения речи.

Так же не обязательно пребывать на одном на месте, что называется, как столб. Даже в формате онлайн.

Не путайте культурные коды: цитаты из фильмов Гайдая и Данелия вряд ли много скажут аудитории подростково-студенческих возрастов, и т.д. Ещё больше значат профессиональные барьеры.

Но всегда давайте аудитории ощущение, что вы влюблены в тему!

«Поднимите руки те, кто…» – одно из самых простых и верных упражнений, провоцирующих людей на активность.

Оживляют общение ответы на вопросы. А если (еще) нет вопросов – можно задать вопрос себе и самому же на него ответить.

…Позвольте себе делать то, что вы хотите – в жизни, «как Навальный» – и станете интересны аудитории, любить вас будут или ненавидеть. Выбивайте людей из привычного контекста!

Материться, однако, Валентин – не в его это вкусе – не рекомендует. Хоть и не отрицает, что многим это помогает. Т.к. «все жанры хороши, кроме скучного», как завещано ещё Вольтером

И об особенностях работы в прямом эфире:

Тема ораторско-дискуссионной «удалёнки» – наиболее актуальная тема. В чем разница с прямым общением?

Если общаетесь в формате зума – обязательно напомните о необходимости включить видеокамеры.

Если есть возможность встать – не пренебрегайте ей: не превращайтесь в пресловутую говорящую голову. По крайней мере, когда впереди не большой эфир. Выдерживайте расстояние между видеокамерой и собой.

В расчёте не тех, кто, возможно, вас не видит, но слышит, и, скорей всего, вполуха – помните, что надо врываться в уши слушателей.

А в расчёте на тех, кто вас видит – не забывайте об освещении себя любимого: не окажитесь в плену у тени, даже если вам она не мешает. Так же как от отвлекающих вещей на заднем плане или рядом. И т.д.

Выберите нейтральный фон. Придвигаться к камере, отодвигаться от неё для усиления воздействия – такую возможность тоже стоит брать в учёт.

Необходимо иметь запасные каналы (телефон, ноутбук). Особенно во времена, когда всякое может случиться.

Вообще: обустройте эфирный уголок, знакомый зрителю и узнаваемый им так же, как вы в нём. Плюс один-два человека в помощь.

Александра Горбачёва-Пожарская, тренер по мастерству уже строго ораторскому, разъясняет, как подготовить речь за пять минут:

Технология «спичей быстрого приготовления» взята из британского ораторского искусства, не нуждающегося в рекламе. И называется она «четыре «почему?»

Ответив себе на них, вы, по утверждению Александры, получаете структурированную речь, годную и для зала, и для онлайна.

Для начала, даже если вас уже тащат на сцену, возьмите себе хотя бы пять минут отсрочки. Или хоть три.

Первое: «почему»: «Почему я выступаю на эту тему?» (Включает в себя: «Почему меня будут слушать?») Ответив на него, вы уже имеете первые строки выступления.

Второе: «Почему они?» (будут слушать). Понимать, возможно, придётся немедленно, если предварительного общения не было.

Третье «почему»: «Почему именно эта тема?» Что в ней интересного, глубинного?

Это три основных вопроса.

И четвёртый на их прочном основании: «Почему эта тема актуальна именно сегодня, на сей момент?» (Можете сами усилить актуальность, ввернув от себя: «Именно в 202… году эта тема актуальна как никогда» и т.д.)

Можете придать ответам вид хотя бы «записок на салфетке», а нет – так прокрутите всё это в голове.

Технике речи – как говорить, чтобы вас слышали – учит Анна Котова:

Техника речи – это сочетание сильного голоса, чистой дикции, красивой артикуляции, правильного дыхания и конечно же, интонационной выразительности.

Дикция есть чистота произношения звуков. Артикуляция – активизация мышц речевого аппарата. Одно может быть превосходным, а другое – никуда не годным.

На скороговорки при отработке речи не слишком надейтесь. Быстрая речь в жизни нужна разве что теле- и радиоведущим, спортивным комментаторам, изредка – актёрам.

Остальным скорость не нужна. Более того: она сигнализирует о том, что вы суетитесь (возможно, потому, что не уверены в том, что собираетесь донести до аудитории).

Поэтому Анна подробно говорит и о причинах неуверенной речи, о том, как эту неуверенность преодолеть. Тут отсылки к опыту театральных режиссёров-классиков оказываются весьма кстати. Так же как переход к актуальнейшей теме «выученной беспомощности», другого лекарства против которой, кроме как совершить действие – нет.

Не бойтесь, говорит Анна, признаться себе в собственной смелости! Тем более не стесняйтесь этого. Помогает…

Поможет и внимательное чтение художественной литературы, предпочтительней отечественной, непереводной. Параллельно поупражняйтесь в поисках синонимов слов, дабы разнообразить речь.

Не бойтесь пауз больше, чем всяких «иии», «эээ», просто слов-паразитов. Если есть что сказать, паузы скорее помогут, чем помешают слушателю.

В завершение видео – о несложных, на экране забавных, упражнениях на дикцию и артикуляцию. В частности, о называющемся просто «прозеваться».

Чисто физическая настройка голосового аппарата тоже не лишняя – ко всем этим советам Анна добавляет упражнение для освобождения глотки:

Вячеслав Горбатый

Комментарии